Для любой дороги важнейшими характеристиками ее качества являются:
- ровность или плоскостность — отсутствие ям, выбоин, выступающих бугров, опасных наклонов;
- прочность, обеспечивающая заданные параметры ровности дорожного полотна, проезжаемости и сцепления во времени.
- работоспособность дороги — длительность эксплуатации без капитального ремонта.
Изобретенный в конце XIX века асфальтобетон содержит набор самых необходимых для качественных дорог ингредиентов. В их число входят четыре вида материалов, являющихся основными:
- Минеральный наполнитель — щебень или гравий с размерами зерен от 10 до 40 мм в зависимости от назначения асфальта. Именно эти материалы влияют на скорость износа (истираемости) дорожного полотна. Чем тверже и прочнее крупные зерна смеси, тем больше ее работоспособность. Содержание щебня в асфальте обычно составляет от 30 до 60 процентов.
- Песок (размеры от 0,14 до 5 мм), связывающий крупные зерна в плотный материал. Используется как природный материал из карьеров, так и искусственный, получаемый дроблением твердых скальных пород и кристаллических шлаков.
- Минеральные порошки мелкого помола, обеспечивающие повышение вязкости смеси. Изготавливаются размолом доломитов, известняков и других материалов. Содержание порошков в асфальте — 6-12 процентов.
- Битум, получаемый при перегонке нефти. Высокая температура плавления и прекрасные адгезионные и вяжущие свойства обеспечили ему место незаменимого «цементирующего» вещества в асфальтобетоне. Поскольку асфальтовая смесь разравнивается и уплотняется на дорожном полотне при температуре порядка 120 ºС, жидкий расплавленный битум (его содержание в асфальтах от 2,5 до 9 процентов) склеивает все компоненты между собой, образуя при застывании прочную монолитную массу дорожного полотна.