Щебень для дорожного строительства — сыпучий материал, определяющий прочность и устойчивость внешнего покрытия. От свойств щебеночного состава зависит безопасность движения и срок службы полотна.
В строительной отрасли применяют две категории щебня:- доломитовые и известняковые фракции (размер 0-40, 0-70, 20-40 мм) — для создания верхнего дорожного слоя;
- фракции гранита, габбро и диабаза (размер 5-20, 20-40 мм) — в качестве нижней прослойки.
Согласно государственному стандарту щебень строительный гранитный должен соответствовать следующим параметрам:
- прочность — М 1 400,
- морозостойкость — F 400;
- марка по износу — И 1;
- содержание зерен фракций слабых пород — не более 3,5%.
Самым лучшим заполнителем для асфальтобетона является гранитный щебень с размерами фракций от 5 до 10 мм (смеси применяются при заливке высоконагруженных мостовых конструкций). Состав с величиной фракций 20-40 мм используется в качестве засыпки при строительстве железнодорожных путей, автомобильных трасс и трамвайных линий.
Щебень из известняковых пород обладает меньшей прочностью, чем отсевы гранита, но выдерживает перепады температур и длительный холод. Материал применяют в качестве подложки при укладе плотного грунта, бетонных оснований. Для дорожного строительства подходит смесь с такими характеристиками:
- содержание зерен слабых пород — не превышает 9%;
- пылевидных и глинистых частиц — не более 2%;
- водопоглощение — до 2,5%.